Недавно наша газета рассказала, как можно зарабатывать каждому жильцу многоквартирного дома (МКД) на общедомовой собственности.
И вот к теории Кассационный суд добавил практику. Теперь каждый житель МКД, если видит на торце своего дома рекламу, имеет право спросить: «Где мои деньги?»
К сожалению, большинство граждан и не подозревает о своих правах на общедомовое имущество, в которое входят, к примеру, стены, подвал, крыша и прилегающая территория. А между тем, сдавая эти площади в аренду рекламной компании, каждый житель МКД может получить пассивный доход. Но для этого надо провести общее собрание и принять решение о размещении рекламы.
На практике же часто бывает так, что некоторые предприимчивые граждане используют общедомовую собственность исключительно в своих интересах. Да и управляющие компании нередко в погоне за прибылью самовольно разрешают «украшать» стены домов рекламой в обход жильцов. Подобный случай и разбирался в Кассационном суде.
Крышу многоквартирного жилого дома генеральный подрядчик украсил вывеской со своим названием, а в подъезде установил три жидкокристаллических экрана, которые сутками транслировали рекламу о его деятельности. Жители обратились с иском о незаконном использовании общего имущества многоквартирного дома.
Как установил суд первой инстанции, размещение вывески на общем собрании жильцов обсуждалось, а вот видеоролики нон-стоп — нет. Поэтому суд признал в этой части действия ответчиков незаконными. Суд апелляционной инстанции согласился с таким решением. Однако Первый кассационный суд общей юрисдикции отменил апелляционное определение в части отказа в иске. Кассация разъяснила, что «в силу закона передача в пользование общего имущества дома, к которому относится крыша, допускается только по решению общего собрания собственников помещений такого дома. При этом в данном случае представленный в суд протокол общего собрания, как того требует закон, согласия всех собственников не подтверждает». Прецедент создан!
Чтобы не было непоняток, юристы разъясняют, что все решения жильцов МКД должны быть правильно оформлены. На установку рекламы как внутри, так и снаружи дома нужно согласие большинства жильцов. Здесь есть тонкость: имеется в виду большинство всех жильцов, а не только тех, кто пришел на собрание. По нормам Жилищного кодекса РФ, решения по данным вопросам принимаются большинством — не менее 2/3 от общего количества голосов собственников.
Если вы увидели рекламу на вашем доме, а вас никто не спрашивал, поинтересуйтесь сначала у соседей, в курсе ли они происходящего. Как минимум надо проверить, действительно ли реклама висит по решению подавляющего большинства жильцов. Если жильцы не в курсе, каждый собственник вправе обратиться с требованием о снятии любой рекламной вывески с дома, а с учетом прецедента — любого объекта, размещенного на общедомовом имуществе без согласия жильцов. При этом не важно, для чего предназначена реклама, висеть она может только на основании решения общего собрания жильцов.
Галина Калужская
Фото: LEGION-MEDIA
Источник: mirnov.ru